Минский мотоциклист покорил белорусский сегмент Дуги Струве

25 ноября 2015 в 23:49
541 0

Для того, чтобы «пройти» все известные точки знаменитой геодезической Дуги, ему потребовалось 6 дней...

Впервые в истории несколько десятков контрольных точек геодезической Дуги Струве, расположенных в Беларуси, стали своеобразными «чек-пойнтами» для одиночного мотопробега, предпринятого минчанином Николаем Свирко (aka Yalokin) в октябре.

39a.jpg

С одной стороны, Николая заинтересовала сама Дуга (включенная, кстати, наряду с Беловежской пущей и Мирским замком в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), с другой – мотоциклист признается, что любит преодолевать сложности. Именно поэтому маршрут был проложен по наиболее сложным дорогам (а иногда и по бездорожью), а экипировался мотоциклист по минимуму: две плащ-палатки, брезент, топор, пила, моток веревки и небольшой запас воды и еды.

Struve 11_новый размер.jpg

Если кто не в курсе, геодезическая Дуга Струве – грандиозное сооружение, строительство которого заняло в 19-м веке порядка 40 лет. Это сеть из 265 триангуляционных пунктов (заложенные в землю каменные кубы с длиной ребра 2 метра) протяжённостью более 2820 километров – от Северной Норвегии до села Старая Некрасовка в Одесской области Украины. Создавалось это все для определения параметров Земли, ее формы и размера под руководством астронома Фридриха Георга Вильгельма Струве.

6.jpg

На территории Беларуси определены координаты добрых трех десятков «пунктов», все они включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Однако в список Всемирного наследия ЮНЕСКО попали лишь пять наиболее сохранившихся.

36.jpg

«Одной из самых сложных проблем было найти координаты всех точек. Включенные в список ЮНЕСКО найти не проблема. Также общеизвестно, где находится еще 5-6 пунктов. А вот остальные… Обращался даже в «Белаэрокосмогеодезию» — у них на сайте нашел интересный материал о дуге Струве.
20.jpg
Но, как оказалось, люди, которые этим занимались, уже уволились, а из оставшихся мне никто не смог помочь», — рассказывает Николай. И лишь окольными путями, практически случайно, удалось найти координаты еще почти двух десятков пунктов в Гродненской и Брестской областях.
30.jpg

С погодой Николаю не повезло – дождь и холод сопровождали его практически всю поездку. «В итоге иногда складывалось впечатление, что я нахожусь на необитаемой территории – люди встречались исключительно редко, только на автотрассах и в населенных пунктах», — рассказывает путешественник.

107.jpg

За всю поездку у Николая, помимо заездов на АЗС, было всего два контакта с людьми: один раз в деревне у него поинтересовались, не заблудился ли он и не нужна ли помощь. Вторая встреча произошла прямо у одного из пунктов Дуги Струве – повстречался специалист, делавший трассировку будущей линии электропередач нашей будущей атомной электростанции.

50.jpg
48.jpg

«Организовал себе двухразовое питание: около 8 утра – завтрак с кофе, вечером, часов около семи – ужин. Питался консервами и супом из пакетиков. На то, чтобы остановиться на обед не хватало времени – я постоянно отставал от заранее сверстанного графика», — описывает свои приключения Николай.

116.jpg

136.jpg
Большую часть неудобств мотопутешественнику доставляла погода: бездорожье стало совсем-совсем бездорожьем, на мокрой траве было скользко, а на глине мотоцикл вообще сносило на раз-два. «Как-то раз попал на такой участок – всего 100 метров длиной. За это расстояние я дважды упал и еще четыре раза «ловил» мотоцикл в последний момент. 
119.jpg
Вообще, большую часть дороги ехал грязным и чумазым. Второй по важности задачей – после поиска пунктов Дуги Струве – стало сохранение сухими спального мешка и одежды: если бы пришлось их сушить, я потерял бы целый день», — признается он.

156.jpg

В одну из ночевок Николая разбудил лай собак в соседней деревне. Вроде бы ничего страшного – если бы в ответ не начали выть волки. «Страшно было в палатке. Думал, уже на дерево лезть пора», — признается собеседник.

44.jpg

Ну а совсем незабываемыми приключения сделала техника. То есть мотоцикл «МInsk x200». Сначала он не выдержал полутора километров перекопанной просеки – Николаю пришлось, не слезая с сиденья, чинить подпаленное сцепление. Затем возникли проблемы с тормозами. «Передние у меня были не очень еще во время выезда из Минска, а вот с задними – это был неприятный сюрприз. В итоге остаток путешествия тормозил где двигателем, где ногами», — рассказывает Николай.

71.jpg

А в конце путешествия «Минскач» и вовсе стал «захлебываться» и пропала «тяга». Воздушный фильтр, карбюратор, свеча… Николай перебрал полмотоцикла, прежде чем добрался до проблемы и отрегулировал клапаны в двигателе. Правда, один клапан стал после этого стучать, зато к мотоциклу вернулась резвость.
И все же мотоциклист (и мотоцикл!) прошел маршрут до конца, побывав на всех известных на сегодня точках Дуги Струве в Беларуси.

172.jpg
40.jpg

«Многих она не впечатлила бы. На пяти точках, входящих во всемирное наследие ЮНЕСКО, стоят памятники – на них написано, что это такое. Места облагороженые, есть скамеечки. Но это не зрелищно. Большинство же пунктов представляют собой металлическую вышку и стоящую радом табличку с надписью «Охраняется государством».

38.jpg

100.jpg
16.jpg
19.jpg
И есть еще несколько точек-«фантомов». Координаты есть, но геодезисты там ничего не нашли. Кое-где эта точка находится в центре запаханного поля, на месте другой устроена свалка. А на месте третьей я обнаружил что-то очень похожее на заброшенные пусковые шахты для ракет…», — рассказывает Николай.

189.jpg

Всего за время своего путешествия Николай «накрутил» порядка 1700 километров, из них около половины – по проселкам различной степени неезженности и дремучести.
Источник: extremal.by
Фото: Николай Свирко

Оставить комментарий: