/ Авиа /

Топ-5 необычных грузов, доставленных авиацией МЧС Беларуси

23 ноября 2015 в 14:17
308 0

МЧС в роли грузоперевозчика. Это круче телекинеза...

За прошедшую неделю Ми-8 и Ми-26 МЧС дважды справились с ролью успешного грузоперевозчика — перевезли оборудование для ТЭЦ и валун на могилу Рыгора Бородулина в Ушачском районе, пишет sb.by. Специально для издания начальник авиации Министерства по чрезвычайным ситуациям полковник Олег Яковлев рассказал о пяти наиболее габаритных и необычных грузах, которыми летчикам в альянсе с наземными службами довелось заниматься.

1. Самолет Ту-154 и вертолет Ми-26
1.jpg
— Самолет Ту-154 — это самый крупный объект, который когда–либо перемещался в нашей стране на внешней подвеске вертолета Ми-26. Было это осенью 2009 года. Перевозили по частям. Масса наиболее габаритной — центроплана с крыльями и хвостом — 17,5 тонны. При возможном для Ми-26 максимуме в 20. 
Сами понимаете, чтобы переместить настолько тяжелый груз, топливные баки должны быть полупустыми, а расстояние — не слишком большим. А поскольку переносили его из Национального аэропорта «Минск» в наш Институт подготовки и повышения квалификации в Светлой Роще, между которыми всего около 50 километров, это значительно облегчило операцию. 
Вертолет заправили по минимуму. Летели на высоте 150-200 метров. На наименьшей возможной скорости 80 километров в час. Ведь объект начинает раскачиваться в воздухе, а значит, в пилотировании надо учитывать определенные нюансы. Справились меньше чем за час. Подготовка к перелету заняла гораздо больше времени: дважды выезжали в Национальный аэропорт, оценивали состояние груза, возможность швартовки. Побывали и в Светлой Роще: нужно было осмотреть место установки Ту-154. 
В этом же году из Мачулищей в музей авиации ДОСААФ на Боровую на внешней подвеске вертолета Ми-26 перевезли… другой вертолет Ми-26. В нашей стране — впервые. Такое удавалось лишь соседям–россиянам. Доставляли в два этапа. Сделали промежуточную посадку на аэродроме в Липках. В связи с погодными условиями полет удалось продолжить лишь на следующий день.
2. Купол для Храма-памятника в честь Всех Святых в Минске
2.jpg
— Его мы перевозили в 2006-м. Весил купол 7 тонн. Сложность для нас была в том, что его необходимо было доставить фактически в жилой район. А в авиационных правилах прописано: летать с грузом на внешней подвеске можно лишь вне населенных пунктов. Опустить купол, ко всему прочему, нужно было с ювелирной точностью. Рядом находилась деревянная церковь. 
Были опасения: не нанесет ли ей сильный воздушный поток от вертолета каких–либо повреждений? К счастью, обошлось. Сам храм-памятник в тот момент только строился, но его высота была уже немаленькой, места мало, повсюду линии электропередачи. Трос пришлось использовать длинный — около 50 метров. 
Чтобы вы представляли сложность маневра, встаньте на стол, завяжите глаза, возьмите нитку, к которой привязан карандаш, а на пол поставьте пустую бутылку. И по командам со стороны попробуйте опустить этот самый карандаш в горлышко…
3. Оборудование для ТЭЦ
3.jpg
— Было это в минувшую пятницу. Стояла задача — перенести 8-тонный элемент технологического оборудования диаметром почти 5,5 метра с минской ТЭЦ-4 до площадки под Дзержинском. 
Каждый груз имеет свои особенности. Габариты этого не позволили бы вывезти его за пределы города иным способом: условий для проезда наземной техники по застроенной промышленной зоне нет, да и перенос коммуникаций — дело крайне сложное. В самом же городе — троллейбусные провода, перекрестки, забитые автомобилями улицы… Поэтому нас и позвали на помощь. 
«Грузовой» Ми-26 в данной операции сопровождал еще один вертолет. Именно оттуда руководителю полета удобнее всего следить за происходящим, давать летчикам подсказки. Кстати, мы участвовали лишь в одном из этапов операции — к пункту назначения — в Брест -бак для ТЭЦ в итоге доставили на специальном автомобиле.
4. Валун на могилу Рыгора Бородулина
5.jpg
— В этой операции задействовали с десяток специалистов, большинство из которых находились на земле и помогали экипажу. 2,5-тонный валун из деревни Кубличи нужно было доставить в центр кладбища. Высокие деревья практически полностью заслоняли обзор. Эта работа довольно сложная, прежде всего в моральном плане. Ответственность колоссальная! Вокруг множество других могил. Одно неверное движение могло привести к повреждению соседних надгробий. Но все было сделано очень точно и аккуратно.
5. Бронеколпак для «Линии Сталина»
— На немецкой линии обороны под Борисовом была выстроена система дотов, один из которых оказался прикрыт уникальным бронеколпаком. По словам тех, кто увлекается историей, подобных артефактов очень и очень мало. Один точно есть в Италии… Сам колпак стоял в своеобразном стакане, залитом бетоном, поэтому для начала предстояло его обрезать, затем — определить вес, от которого во многом зависят детали перевозки. 
Рассчитали: масса должна быть примерно 2.350 кг. И почти попали в точку. Ситуация осложнялась тем, что эти доты находились в районе кладбища. Рядом — могилы, кругом — вековые сосны. Для нас подобные операции были тогда фактически в новинку, однако справились! Кстати, бронеколпак мы перевозили не на Ми-26, а на гораздо меньшем Ми-8.
66 сердец…
Кстати, одно из самых ответственных мероприятий авиации МЧС — перевозка органов для трансплантаций. Об этой стороне своей деятельности летчики говорят скупо (вопрос деликатный, сопряжен с медицинской тайной): помимо прочих органов, доставили медикам 66 донорских сердец.

Компетентно 

Олег Яковлев, начальник авиации Министерства по чрезвычайным ситуациям
6.jpg
— Если говорить о перевозках негабаритных грузов, то нельзя замыкаться на действиях одного экипажа. Чтобы такая операция удалась, важна слаженность и наземных служб. Нужно дать ряд заявок, запросов, организовать стропальщиков, проинструктировать их, провести определенные занятия. Инженеры должны подготовить вертолет, внешнюю подвеску… 
Источник: sb.by, фото: МЧС

Оставить комментарий: