Буддийская монахиня из Беларуси: Я и сейчас болею за Домрачеву…

20 ноября 2015 в 07:12
245 0

Получился большой буддийский текст. Зато теперь мы почти в нирване....

Эта девушка настолько необычна, что мы решили рассказать о ней. В свое время она могла стать классной биатлонисткой, но стала буддисткой. Могла быть поэтом или рок-звездой, а стала монахиней – единственной гецулмой из Беларуси.

будда-монахиня-29.jpg

Тензин Лхадже (в миру Татьяна Гредель) – единственная белоруска, ставшая буддийской монахиней (гецулмой) и получившая в 2011 году монашеские обеты у самого Далай-Ламы XIV-го. Два с половиной года она прожила в буддийском монастыре Долма Линг в Индии. Стала ученицей Патрула Ринпоче (традиция Ньингма тибетского буддизма). Сейчас живет и работает в Центре Патрула Ринпоче в Бельгии. И раз в год навещает родственников в Беларуси.

Мы встретились с Тензин в витебской студии Юрия Садовского «Ваджра-Йога», где она более 2-х часов рассказывала собравшимся о тибетском буддизме, Далай-Ламе, просветлении и главной жизненной мотивации. За все это время Тензин ни разу не сменила позу, зато очень часто и мило улыбалась.

Все зависит от нас самих…

Девушка рассказала, что родилась в Новолукомле. Когда ей было 6 лет, родители переехали в Витебск, где она достаточно успешно занималась биатлоном (до сих пор – любимый вид спорта), потом – музыкой. После школы поступила на факультет журналистики БГУ, писала стихи и уже пробовала медитировать. При этом – играла в рок-группе, с которой однажды поехала на фестиваль в Питер и… влюбилась: «Я же не всегда была монахиней. У меня был гражданский муж, и мы жили в Питере…».

будда-монахиня-16.jpg
– Буддист ты или не буддист – у каждого есть Путь. И, как сказал мой учитель, Путь – это канал, по которому действия направляются либо вниз – в сансару, либо вверх – в нирвану, в зависимости от нашей искусности в методах. То есть все зависит от нас. У меня – такой путь… – улыбается Тензин.

Почему уходят в монастырь

– В какой-то момент жизни ты понимаешь: всё! больше не могу! Бывают невыносимые ситуации в жизни. У меня было такое, когда я рассталась с мужем и осталась одна в чужом городе. Никого из близких и даже знакомых. И однажды я просто зашла в питерский дацан (буддийский храм). Как-то спонтанно, просто почувствовала желание заглянуть туда. И меня это потрясло.

Так что я ушла в буддизм, чтобы отречься от страданий: хватит с меня!.. – поясняет монахиня.

будда-монахиня-14.jpg
Монастырский режим

Ее первым учителем и стал настоятель Питерского дацана. Тензин говорит: «В принципе, если ученик созревает, – учитель всегда появляется». Уже в Петербурге она приняла начальные обеты. А потом – уехала в Индию, в буддистский монастырь-институт Dolma ling (монастырь Диалектики), где в достаточно жестком режиме обучалась искусству буддийского диспута.

будда-монахиня-12.jpg

– Очень ранний подъем – в 5.30. Потом молитвы, благопожелания, обращение к прибежищу Будды и зарождение бодхичитты. Далее завтрак, состоящий из обычной тибетской еды – лепешек с какими-нибудь овощами. Иногда джем, иногда яйца вкрутую. После завтрака – общее собрание, вроде школьной «линейки». И – учеба, на которой мы практиковались в искусстве диспута. Потом обед: рис, овощи, индийская похлебка дал. После обеда 1-2 часа сна. После него – вновь диспут часа два. Ужин. После ужина опять диспут. И отбой…

Тибетская йога – сложная система

Тензин рассказывает, что в монастыре достаточно сложно было поддерживать форму. Помогали частые ритуальные простирания. На диспутах также приходилась махать руками. Сейчас комплексы упражнений ей предлагает учитель. Патрула Ринпоче – любитель волейбола, так что приходится попрыгать. Ну и велосипед, без которого Тензин уже не представляет своей жизни. А как же йога?..

будда-монахиня-49.jpg

– Конечно, есть множество практик и техник, в том числе тибетская йога – достаточно сложная система, в которую входят, в том числе, и дыхательные практики с каналами, энергиями, ветрами. И какие-то основы нам дают учителя. Но если вы работаете с ветрами, тут есть большая опасность, что вы совершите какую-то ошибку без наставника. И бывают случаи, когда люди попросту сходят с ума. 
Поэтому – только с Учителем и очень осторожно. Ну а я, как начинающая (я пока что считаю себя начинающей), занимаюсь пока что только физическими вещами, спортивными. Хожу в бассейн, зарядка, велосипед… Биатлон? Очень люблю его. Я и сейчас болею за Домрачеву.

От чего пришлось отказаться

Наша героиня говорит, что соблюдает 36 обетов буддийской монахини. Среди них обещание не есть мяса и не употреблять алкоголь, не вступать в интимную близость с другими людьми, не играть на музыкальных инструментах… А вот стихи Татьяна (хоть разок назовем ее светским именем) писать продолжает. Теперь уже и на тибетском. Духовного содержания, разумеется.

будда-монахиня-24.jpg

– Да, от многого пришлось отказаться. И мне кажется это естественным, когда ты отдаешься духовному развитию. Мясо? Если мы буддисты и говорим о сострадании, мы должны отречься от мяса, это понятно. Но если у человека есть сильная привязанность, то, чтобы резко не обрывать, нужно думать о страданиях тех существ, желать им лучшего перерождения – чтобы они в дальнейшем переродились в человеческом обличье, смогли встретиться с учителями и обрести свой путь…

Кто помнит свои прошлые жизни

На вопрос, помнит ли кто из ее знакомых свои прошлые жизни, Тензин таинственно улыбается: об этом – молчок!

будда-монахиня-13.jpg

– Это, нельзя, в принципе, рассказывать. Неподготовленному человеку об этом точно нельзя говорить, так же, как и давать учение о пустоте. И если кто начинает хвастаться о своей реализации, значит, у него какие-то проблемы. 
Сколько мы ни просили Римпоче рассказать о том, помнит ли он себя в своей прошлой жизни, он всегда в ответ говорил или делал очень странные вещи. Просто шокировал нас своими ответами. Говорил что-нибудь совершенно выбивающее или выкрикивал вдруг слог «-пэт», например. Естественно, такие люди помнят свои прошлые жизни. Но никогда об этом не говорят.

Главная мотивация

Утренние часы Тензин посвящает медитации. Читает стослоговую мантру Ваджрасаттвы. Говорит, что в это время важно вспомнить свои сны и «что ты там в них наделал» – чтобы очиститься. Рассказывает, что в этой духовной практике для нее очень важна визуализация – проще сконцентрировать свой ум на образах божеств. В идеале визуализировать нужно все, но у многих это не получается…

будда-монахиня-45.jpg

– Если не можете – нужно просто развивать мотивацию бодхичитты, мотивацию доброго сердца: помогать другим и думать о других больше, чем о себе… Это и есть самая главная практика. Часто просто не хватает времени, чтобы сесть на подушку, устроиться, зажечь благовония. Носишься в круговороте, и нет времени на практику. Но на самом деле практика есть – это все наши действия, которые мы совершаем с правильной мотивацией.

Думать о террористах…

Тензин рассказывает, что имеет уже опыт трехдневного затворничества – ретрита. Говорит, что ее учитель Патрула Ринпоче строит сейчас в Бельгии свой центр, в котором будет огромный зал для многолетнего затвора (на три года). Но для такого ретрита, как и для индивидуального затвора, нужно духовно созреть. 

А кроме того, иметь хоть какие-то финансовые сбережения («Еду все-таки кто-то должен тебе приносить»). Увы, и буддисты не могут обходиться без денег. Вернуться в Бельгию Тензин планирует в декабре, когда уладит вопрос с визой. А сейчас там очень тревожно…

будда-монахиня-46.jpg

– Что делать в таких случаях? Чем помочь парижанам (встреча проходила на следующий день после серии терактов в Париже)? Молиться, конечно. В буддизме есть такая практика тонглен– практика принятия страданий. Вы представляете, что забираете у них все страдания и в результате преобразуете их в положительную энергию, посылая им этот заряд света.

будда-монахиня-39.jpg

И еще, что можно сделать в данном случае, – думать о тех людях, которые это совершают, о террористах. Да, они наши враги. Но, как тут у нас на доске написано? «Вашей терпимости враг – лучший учитель». Конечно, это сложно. Это высший предел практики, когда ты можешь так медитировать, но в своем совершенстве мы должны прийти к этому…

О человеке

– Каждый человек обладает потенциалом достичь просветления, потенциалом к всеведению, даже чтению мыслей других…

будда-монахиня-22.jpg

И не нужно делить людей на близких и далеких. Любое существо может оказаться твоей матерью или отцом из прошлой жизни…

Как пережить ноябрь? 

– Как можно больше улыбаться друг другу. Дарить тепло, находить в своем сердце любовь и дарить ее другим. Больше заботиться о них – и вы почувствуете отдачу. И тогда вместе мы сможем справиться со всеми неприятностями. Просто дарить друг другу любовь – я думаю, это лучшее, что можно сделать.

будда-монахиня-28.jpg

Да, и, конечно, стараться быть в движении, чтобы больше сделать и больше успеть в этой жизни.
будда-монахиня-47.jpg

Оставить комментарий: