Как из «пробега безлошадных повозок» родился автоспорт

22 июля 2015 в 14:47
109 0

Широкая PR-кампания, проведенная французской газетой 22 июля 1894 года, сегодня считается днем рождения автоспорта

Днем рождения автоспорта считается 22 июля 1894 года, когда во Франции состоялись первые автомобильные соревнования – ралли Париж-Руан. Правда, на самом деле, это была PR-кампания, проведенная парижской газетой Le Petit Journal для популяризации французских производителей двигателей.

5040901.001.Mini1L.jpg

При этом стоит отметить, что акция была проведена гениально. Изначально газетой был анонсирован автопробег «Париж – Руан» и организаторы специально подчеркивали, что «это не гонки!». Акция продвигалась, как «конкурс безлошадных повозок, которые не опасны, легки в управлении и дешевы во время путешествия». Победителем же обещали объявить того, чей автомобиль «ближе к идеалу».

К участию приглашались все желающие – в итоге набралось 102 заявки. Каждый заявитель заплатил по 10 франков. Деньги неплохие, однако главный приз впечатлял – 5 тысяч золотых франков! Также были предусмотрены выплаты и другим участникам пробега: общий призовой фонд благодаря спонсорам составил 10 тысяч золотых франков.
Перед главным стартом был проведен ряд квалификационных заездов протяженностью по 50 километров. При этом маршрутов для «квалификации» было около десятка и проложили их по разным пригородам Парижа – для «охвата аудитории» и привлечения максимального внимания к гонкам.
5040901.001.Mini5L.jpg

Правда, из 102 заявившихся в квалификацию попали всего 26 автомобилей. Остальные участники не появились. Это не мудрено, учитывая тот факт, что изначально среди заявок были автомобили, двигающиеся с помощью гравитации (9 штук), на сжатом воздухе – 5 штук, «автоматические» — 3, на электричестве (вот когда начали изобретать электромобиль!) – 3, на гидравлическом приводе – 2. Кстати, если бы все заявившиеся участники прибыли, гонка стала бы международной: изначально в списке значились электрокары из Англии и Италии, а также два немецких автомобиля с моторами Benz. Но они свои детища до Парижа так и не довезли…

Road_carriage__472.jpg
Британский электрокар, не добравшийся до первой в истории гонки в Париже

Квалификационные заезды прошел 21 автомобиль – они и стартовали 22 июля в 8.00 в главной гонке протяженностью 127 километров. Организаторам удалось добиться зрительского внимания: как писала французская пресса, толпы людей стояли как на тротуарах, так и на дорогах, девушки махали участникам гонки платками, а уличные продавцы прямо на ходу предлагали участникам пробега свой товар.

На финиш, располагавшийся на Марсовом поле в Руане, победитель пробега, граф Дион, прибыл через 6 часов 48 минут. Правда, в ходе гонки был перерыв – с 12.00 до 13.30 участники остановились на обед в Манте. Средняя скорость победителя составила 19 километров в час. Всего до финиша добралось 17 автомобилей.
Road_carriage__473.jpg
"Паровой трактор" графа Диона

Правда, главный приз графу Диону не достался – его автомобиль был паровым и для поездки кроме водителя требовался кочегар. Это противоречило пункту правил «легкий в эксплуатации». Если официально. Ну а неофициально – разве могли отдать победу в соревнованиях, пропагандирующих современные французские моторы, автомобиль на устаревшем паровом двигателе?

Поэтому графу дали второй приз в размере 2 тысяч франков за его «интересной паровой трактор, который работает, как лошадь, и дает как абсолютную скорость, так и силу тяги при преодолении холмов». Первое же место разделили Альбер Леметр на «Пежо» и Ипполит Ранхард на автомобиле собственного изготовления (сегодня компания Ranhard является производителем бронированных автомобилей).
Road_carriage__472 (1).jpg
Двухместное купе Ranhard&Levassor — одного из победителей гонки

Такой была первая в истории гонка. Гонка давшая старт огромной индустрии автоспорта, из которой позже выросли «24 часа Ле-Мана» и «Дакар», «Формула-1» и WRC, «Наскар», дрифт и драгрейсинг.

Оставить комментарий: