Мопеды Перестройки: Два такта и впрыск…

14 июля 2015 в 12:36
629 1

Осторожно! Коллекция, которую мы сейчас представим, может вызвать в тебе поток неуправляемых эмоций и воспоминаний. Но мы тут ни при чем... 

Мы в курсе: ты постоянно в гонке и никогда не отстаешь от жизни, за что тебе честь и хвала! Но попробуй хоть разочек от нее отстать. Или даже откатиться на каких-нибудь полвека назад, чтобы вспомнить (или узнать), как фантастически пахло бензином и гаечными ключами в отцовском гараже, где доживала свой век семейная «Волга» и готовился к весеннему сезону мопед старшего брата. Как же ты завидовал брательнику!..

moped_vitebsk-1.jpg

А было ведь чему завидовать! Потому что каждая твоя девчонка первым делом спрашивала: «А у тебя есть мопед?». И через паузу: «А магнитофон?». И ей было абсолютно пофиг, что вчера ночью ты дочитал роман Джека Лондона «Мартин Иден». Ты не был счастливым обладателем педального мотоцикла и магнитофона «Романтик» – и целоваться с тобой она не собиралась. Проехали.

Прикоснись и начни вспоминать

Музей мопедов, который открылся в Витебске, – прекрасная возможность наверстать упущенное (пометь в записной книжке: «пригласить девушку»). Помимо 30 советских (и не только) мопедов, твоему вниманию, осязанию и, разумеется, обонянию предстанут вышеупомянутые кассетные и бобинные «Романтики» и «Электроники», а также другие артефакты эпохи, когда сигареты продавали на развес, а девчонки ходили в школу в фартуках.

moped_vitebsk-32.jpg

Музей в Витебске открыл коллекционер и сотрудник московского музея индустриальной культуры Владимир Мячин, который три года назад ради такого дела переехал из Москвы в Синеокую. И не потому, что, как полагают некоторые, Беларусь является заповедником той самой эпохи, а просто здесь более чистые и безопасные обочины (шутка и метафора). До этого коллекция скиталась по сараям и гаражам. Кстати, тот же музей индустриальной культуры в Москве находится сейчас на грани закрытия.

moped_vitebsk-6.jpg

Владимир признался, что питает особую симпатию к технике времен горбачевской перестройки, и рассказал, что страсть к коллекционированию мопедов настигла его в период восстановления после тяжелой аварии. По сути, именно мопеды поставили коллекционера на ноги. Первым купленным экспонатом был львовский мопед 1962-го года.

moped_vitebsk-20.jpg

«Чем затягивает? Ну, интересно владеть вещами, которых ни у кого нет. Когда я начинал эту тему, малокубатурная мототехника не считалась коллекционной. Все занимались мотоциклами, особенно если они немецкие и военные. Думаю, на моем сайте выросло немало коллекционеров», — признался собиратель мопедов.
Такие милые драндулеты (произносим это слово с большой нежностью) и дырчики (так в народе до сих пор называют мопеды и скутеры) можно потрогать и погладить. Попробуй эти нехитрые манипуляции производить с чувством благоговения и хоть на полчаса забудь о своем «мерсе» на ближайшей парковке.

moped_vitebsk-2.jpg

7 мопедов, которые сделают тебя добрее

1. Мотовелосипед ХВЗ В-901 (1958 год). «Это самый старый среди моих мопедов. Когда появились моторы Д-4, их выпускали с том числе и в комплекте для установки на велосипеды. И вот в Харькове сделали первый заводской мотовелосипед. Занизили раму под сидением, расширили руль, сделали переднюю подвесочку, установили дополнительный ручной тормоз на заднее колесо. Серия была небольшая», — рассказал Владимир Мячин.

moped_vitebsk-22.jpg

«Новый дорожный велосипед «В-901» с двигателем «Д-4» выдержал самый трудный экзамен. Его испытывали на различных дорогах при максимальной скорости 35 км/час. И всюду он шел хорошо», — расхваливали мотовелосипед в журнале «Техника – молодежи» за 1958 год (№11).

2. Мотовелосипед Riga-2 «Gauja» (1963). «Это первый рижский заводской мотовелосипед. С тем же двигателем Д4 объемом 45 кубов. Развивает скорость до 40 км/ч. У меня представлен достаточно редкий экземпляр – со щитками на моторе. От них обычно избавлялись, потому что сильно дребезжали», — просветил нас владелец коллекции и напомнил, что Гауя – это река в Латвии. Такие мотовелики производили в Риге с 1961 по 1965 года.
«Для удобства водителя на мотовелосипеде установлено широкое мягкое седло с подушкой из губчатой резины», — очень важная деталька.

moped_vitebsk-17.jpg
3. Легкий мопед ЗИФ-20. «А этот невзрачный и страшненький, на первый взгляд, мопед – на самом деле последняя модель Пензенского велосипедного завода имени Фрунзе. Оснащен двигателем Д-8МА. На сегодняшний день известны всего три сохранившихся экземпляра ЗИФ-20. Этот нашел случайно, на Ставрополье», — рассказывает Мячин.

moped_vitebsk-8.jpg
4. Motobecane «Mobylette» (1971). «Этот французский мопед купил, кстати, в Борисове, но, к сожалению, в перекрашенном виде. Он был типичным европейским мопедом для женщин и священников, потому что на нем можно было гонять и в юбке», — улыбается коллекционер.

moped_vitebsk-3.jpg
5. Мопед ММВЗ-1.102 (2004). «Как видите, и белорусы приложили руку. Это так называемая «Кроха-2». Прототипом мотора с центробежным сцеплением послужил веломотор французской компании Motobecane (о нем мы рассказали выше). Выпускали этот мопед небольшими партиями. Всего, по-моему, выпустили 250 экземпляров», — говорит наш проводник.

moped_vitebsk-26.jpg
6. Мини-роллеры ВМЗ-2.503 «Стриж» и «Аркан» ЗиД-50. «А это два советских скутера. Попытки выжить в перестройку и остаться на плаву на моторынке, который уже захватили японцы. К сожалению, моторов с вариаторами на наших скутерах не было. Форма вроде современная, а техническая начинка – устаревшая. И бой был проигран. Но старое оно и есть старое, и смотреть на него приятно», — поглаживает скутеры Владимир Мячин.

moped_vitebsk-4.jpg
moped_vitebsk-5.jpg
moped_vitebsk-23.jpg
7. Мокик ЗиД-80 «Аркан» (2000). «Самый уникальный и самый дорогой, если по деньгам, экспонат – дизайнерская модель, которая раньше находилась в музее ковровского завода имени Дегтярева. В серию так и не вошел, потому что завод перешел на китайские двигатели. А здесь – двигатель ЗДК-80. Плюс 5-ступенчатая коробка передач, дисковый тормоз переднего колеса, система раздельной смазки. Пришлось выложить за него около 1 тыс. долларов», — признался коллекционер.
Будь любопытным и дерзким

Когда будешь гулять по музею, который теснится в небольшом помещении на 2-м этаже многоуровневой парковки на проспекте Строителей в Витебске, не стесняйся задавать Мячину каверзные вопросы. Например, «А сколько килограммов картошки могут потянуть вон те голубые «Карпаты»? Когда поймешь, что коллекционер проникся к тебе доверием, направь его рассказ в культурное русло – пусть поведает о своей стиляжной юности.

moped_vitebsk-28.jpg
moped_vitebsk-30.jpg

Но иногда прерывай рассказчика восклицаниями: «Ого, у меня точно такая же была», имея в виду магнитофонную кассету с хитами Аллы Пугачевой (хоть на самом деле ты торчал исключительно от AC/DC и Кости Кинчева). Можешь даже щегольнуть мопедным анекдотом: «Приходит расстроенный Петька к Василию Ивановичу и говорит: «А меня жена с мопедом сравнивает: два такта и впрыск». «Что я тебе скажу, Петька. Покупай самокат, пока не поздно».

moped_vitebsk-33.jpg
Да, при этом не забывай пропитываться духом эпохи: трогай игрушки, номерные знаки, рассматривай календарики и афишки. И в какой-то момент тебя обязательно осенит, что ведь именно на этих неуклюжих дырчиках нас вынесло когда-то из соцзастоя в светлое настоящее информационной эпохи, в которой мы сейчас устраиваем гонки со временем.
Кстати, помнишь, как называли Dial-Up модемы на заре интернета? Ага, «мопедами». А теперь иди наконец к своему «мерсу».
Музей мопедов в Витебске находится по адресу пр-т Строителей, 15 (2-й этаж многоуровневой парковки возле ТЦ «Евроопт»). Бесплатно, но по предварительной записи – телю: +375 29 217 18 01 (Владимир Мячин).
Источник: extremal.by

ФОТОГАЛЕРЕЯ: Уникальная коллекция мопедов в Витебске

Оставить комментарий: