Эволюция рулей Формулы-1: что изменилось за 50 лет?

04 января 2015 в 11:12
109 0

Цена современного «формулического» руля составляет 40 000 долларов

Рули болидов Формулы-1 уже давно перестали быть лишь устройствами для поворотов колес, превратились в сложнейшие устройства, с которыми новичку придется разбираться не одну неделю.

себатьян-феттель.jpg
Сами болиды, участвующие в первых гонках Формулы-1, мало чем отличались от своих дорожных аналогов, точно такая же ситуация обстояла и с остальными деталями автомобиля. Руль на первых болидах был достаточно примитивен. Он был в виде деревянного штурвала с металлическим сердечником, и имел достаточно внушительный размер, для того чтобы уменьшить усилие, необходимое для управления болидом. Такая форма и диаметр рулевого колеса держалась еще около 10 лет, до того момента пока производители не начали задумываться об аэродинамике.
руль-гоночного-болида-формулы-1-60-х-годов.jpg
Руль гоночного болида Формулы-1 60-х годов © Getty images

В начале 60-х годов в Формуле-1 произошел настоящий аэродинамичный бум. Болиды опустились ближе к земле и начали очень быстро уменьшать свой вес. Команды перешли на автомобили в которых мотор находился в центральной части. Это было начало эпохи «сигарообразных» болидов, развивавших невиданную для своего времени скорость. Единственным изменением рулевой части стало значительное его уменьшение в диаметре. А через некоторое время автоконструкторами было принято решение срезать верхнюю половину руля, мешающую обзору пилотов.
руль-гоночного-болида-ferrari-начала-90-х-годов.jpg
Руль гоночного болида Ferrari начала 90-х годов. © formula1.ferrari.com/

Следующий серьезный прорыв случился в конце 80-х годов, который был связан с появлением на болидах полуавтоматической коробки передач. Сам руль уже стал более похожим на современный, а на смену дереву пришли композитные материалы. Ferrari стала первой командой в Формуле-1, добавившей подрулевые лепестки для переключения передач под рулевое колесо своих автомобилей. В начале 90-х болиды Maclaren обзавелись 10 различными кнопками на своих рулях и стали первыми, кто вынес на него сцепление. До этого большинство рулей были оснащены тремя базовыми кнопками: включением радио, подачей воды и включением нейтральной передачи.

руль-команды-infiniti-red-bull-racing.JPG

Руль команды Infiniti Red Bull Racing© Getty images

В современных гонках руль стал настоящим мозгом автомобиля, позволяющее ему контролировать огромное количество параметров болида. Гонщики сами выбирают настройки автомобиля, и меняют их в зависимости от ситуации на трассе во время самой гонки. Всего с помощью руля гонщик может выполнять до 800 различных операций.

В среднем его цена составляет 40 000 долларов, а за один сезон гонщику обычно требуется 5-7 таких рулей. Изготовляют его из карбона или композита из металла и пластика. Среднее время, необходимое для создания такого руля 100 часов. Несмотря на огромное количество материалов и деталей, находящихся на руле, его финальный вес составляет всего около одного килограмма.

Оставить комментарий: