Дмитрий Парникель: «Некоторые мечтают дотронуться до того, что у меня просто пылится в гараже»

20 июля 2014 в 08:57
425 0

Белорусские братья-коллекционеры собрали уникальную коллекцию из 60 ретро-мотоциклов

Братья Григорий и Дмитрий Парникель представили на мото-ретро фестивале семь восстановленных собственноручно ретро-мотоциклов. Среди них были по-настоящему уникальные модели, которых во всем мире-то осталось всего ничего. Однако, как оказалось, это лишь маленькая толика частной коллекции, которая насчитывает порядка 60 мотоциклов. Мы просто не могли пройти мимо людей, настолько увлеченных своим хобби, и взяли небольшое интервью у Дмитрия. О хобби, мотоциклах и людях.

b4a3a74b0f5ef84d567ea70bcc94d240.jpg

— Дмитрий, где же вы храните 60 мотоциклов?!!

— Ну как где? В мастерской. Хорошая мастерская, большая. 200 «квадратов». Все делаем с братом своими ручками.
— Сколько же времени вам понадобилось для того, чтобы собрать такую коллекцию?
— Да всю жизнь этим, в общем-то занимаемся. Больше тридцати лет точно. Отец у нас был сначала мотоспортсменом, потом – мотомехаником. Он и привел любовь к мотоциклам.
— Вам уже, наверное, можно музей открывать…
— А мы уже задумываемся об этом. Вот, дочка учится на музейном факультете, пятый курс осталось закончить. И, может быть, займется.
— А какой мотоцикл…
— Нет! Вот, смотрите (показывает руку с растопыренными пальцами) – какой палец надо отрубить, чтобы меньше болело? Я все свои мотоциклы одинаково люблю.

b94223cdfb7ba806c762c654ac31823f.jpg
— Хорошо. Какой тогда мотоцикл в вашей коллекции самый редкий?
— Наверное, вот этот BMW R2. Таких в Германии всего три есть. А в бывшем СССР – это единственный. Модель тридцатого года. За нее на парижской выставке мотоциклов в 1930-м году BMW получил золотую медаль. И в 1931 году ее запустили на конвейер. В таком виде мотоцикл выпускался всего полгода, а потом модель сильно модернизировали и многое изменили. На нашем экземпляре стоит серийный номер 1200 всего-то – и по картеру, и по раме. Так что это действительно мотоцикл из самой первой серии и очень редкий.

dc97a6653edced128315774fe0282b1b.jpg

— А как он попал к вам?
— А вот примерно на такой же выставке в 1986 году. Подошел дядечка и сказал, что в последнем доме на нашей улице стоит в сарае «какой-то чорны, рагаты – можа падойдзе». Посмотрели – офигели! Заплатили владельцу 150 рублей и за месяц мы его восстановили. На скорую руку сделали для того, чтобы представить на выставке на праздник города.
Сейчас для него отливают новый поршень – а так он на ходу. В 1987 году комсомол организовывал какой-то мотопробег на старой технике вокруг республики – так мы с братаном ехали на этом мотоцикле.
— Над каким мотоциклом вы больше всего трудились?
— Этот процесс длится обычно годами, поэтому трудно сказать. Бывает, какую-то хреновинку найти невозможно. И мотоцикл 10 лет стоит в углу и ждет своего часа. Пока не найдется нечто аутентичное.
— Часто к вам обращаются с просьбой продать тот или иной мотоцикл?
— Скромничать не буду – очень часто. И с той же частотой идут на…

d969ccfd93200ba7076c5d85bda6cbc3.jpg

— Ни разу ничего не продали?
— Из старинного – ничего! Даже дубликаты не продаем – они нужны для обмена. Смотрите: есть человек, готовый за мой дубликат полжизни отдать. Но у него есть какая-нибудь хреновина, которая ему ни к чему, а нам позарез нужна. Но такие прямые обмены редко бывают. Чаще всего, это многоходовые комбинации, вроде как в СССР квартиры меняли: 40 человек, взявшись за руки, идут в БТИ и там меняют шило на мыло, часы на трусы…
— Покупатели большие деньги предлагают?
— Очень большие. Зачем мне эти деньги? Мастерская у меня есть… Как бы тяжело не было в 90-е годы, но мотоциклов мы не продавали. На нас показывали пальцем, крутили им у виска. Люди продали свои коллекционные машины, мотоциклы. Купили «Гольфы», видеомагнитофоны, японские двухкассетники, видеокамеры… В итоге — сегодня это уже мусор. А коллекцию никто не вернет! Это утрачено навсегда. Не надо думать, что «я сейчас добавлю тысячу и куплю такой же». Не купишь. Никогда.

00d7fc297d9193467718879c53b9a66b.jpg
— А как вы находите новые для себя мотоциклы? Вам их предлагают купить, вы сами ищете их в интернете?

— На самом деле, вся коллекция была собрана еще до эпохи интернета. Либо случайные люди предлагали, либо по обмену. Вот этот мы выменяли у одного мясника на BMW с коляской, «Бьянки» привезли из Милана, «Симсон» — из Ивенца. Мы приехали на «Яве» чтобы поменяться. А мужчина говорит – а зачем мне «Ява»? Дайте рублей 170! Все мотоциклы по-разному приходят. Некоторые люди отдавали за просто так: да заберите вы его! Другие заламывают какие-то несуразные цены. В таком случае разворачиваешься и уходишь, что говорить-то?
Сейчас новые экспонаты достать практически невозможно. Все над ними трясутся и это стало объектом спекуляции. Времена испортились. Сейчас хоть таможня немного поток обрубила, а раньше вывозили все!
Дело даже ведь не в 30 серебряниках. Дело в принципе. Немец приезжает: «Вау, бэха!» У него три своих восстановленных армейских самолета второй мировой, он миллионер. Мы ему не продали мотоцикл. И он пожал нам руки и сказал: «Парни, я вас уважаю. Вы первые кто мне ничего не продал. И вы делаете все правильно – не вывозите из страны ее достояние».
Деньги – далеко не главное. Вот посмотрите: здесь тех, у кого много бабла – масса. А вот тех, у кого есть нечто, кроме татуировок, жилетки… Нам не надо всего этого. Настоящего мужика видно, даже когда он голый. И я себя ощущаю настоящим пацаном, потому что у меня есть нечто, чего у других никогда не будет. Это выше, чем материальная ценность. О деньгах речи вообще не идет в нашем случае. Мы так воспитаны и по-другому не живем.

dcae22bfb8c2b185de87d078eed6b6a2.jpg
— Переговоры при покупке раритета – дело сложное?
Иногда можно добрым словом, ленинской правдой человека убедить и мотоцикл взять бесплатно. Или за пиво.
Бывают случаи, когда нам подсказывают, у кого есть ретро-мотоцикл. Приезжаешь, а дедушка – ни в какую! Тогда идешь к его бабушке: «Вот мы видим, что стиральной машинки у вас нет, руками стираете. А у нас «Филипс» без дела простаивает»… И бабушка душит своего дедушку железной рукой! Все – приезжайте, забирайте.
Иногда просто поговоришь по душам с человеком и он в порыве душевном дарит мотоцикл. Тогда уже надо хватать технику за рога и уходить подальше. Мы так в феврале, в метель, катили мотоцикл из Ракова в Минск 30 километров по обочине! Потому что если его оставить, то дедушка передумает. Найдется зять, кум, сват, брат, шурин, которые обязательно скажут: «Да ты што! Ты его в Амерыку завези, там мильярды дают!»
Люди просто не видят различия между ценой конкретной и ценностью абстрактной. Немного путают, думают, что любой старый мотоцикл – золотое дно. А он без какой-то железячки не стоит ничего! Поэтому надо несколько мотоциклов, чтобы собрать один.
Такое, чтобы сделать один из одного случается очень редко.
— Недостающие или сломанные детали вытачиваете под заказ или же стараетесь подбирать аутентичные?
— По-разному бывает. Вот, сиденье на мотоцикле можно было просто перешить и заклепать заклепками. Но мы вместо этого со Славой (Вячеслав помогает братьям в восстановлении мотоциклов) сегодня всю ночь нарезали железные полоски и загибали их кручечками, как это было сделано у итальянского производителя.
Иногда же делать вообще ничего не надо – как в случае с «Симсоном». Он весь в родной краске. Да, она потерта, есть сколы. Но его историческая ценность неизмеримо выше, если бы я весь мотоцикл вылизал и перекрасил.

779045641d090b96291598a5547bc789.jpg

У коллекционеров свои заморочки. Не всегда вылизанный и блестящий мотоцикл ценнее, чем какой-то гадкий утенок, стоящий рядом. Например, вот эти сумки (показывает на багажные сумки «Харлея») – оригинальные сумки из бизоньей кожи 1942 года. Я мог бы купить точно-такие купить китайские, сверкающие за $100. Но это будет уже не то. Кстати, эти сумки после войны пускали на сапоги – жизнь была такая. И их до наших дней дошло ничтожно мало.
— У вас есть мечта? Уникальный мотоцикл, например, заполучить…
— Есть, конечно. И мотоциклов таких масса. Но как сказал Марк Твен, «ничего не стоит та мечта, которая может осуществиться». Линию горизонта нельзя придвинуть. К ней можно просто идти. Так и у меня.
Но! Некоторые мечтают дотронуться до того, что у меня просто пылится в гараже. У меня столько всего сбылось – на три жизни хватит. 

Оставить комментарий: