Как стать солнечным артистом. Репортаж с площадки Cirque du Soleil

27 января 2014 в 17:58
367 0

Про Цирк Солнца ходит множество разных слухов. Что попасть туда практически невозможно, что существует секретная школа...

Благодаря поросенку Фунтику у многих из нас сохранился яркий образ передвижного цирка: латанный-перелатанный фургончик, лошадка, которая трюхает себе по дороге, в вечный горизонт, города, города с разными названиями, но одинаковым восторгом в глазах зрителей… Современный передвижной цирк – он немного изменился: двадцать две машин с оборудованием, декорациями и костюмами, сто человек состава, собственные повара и физиотерапевты, но суть осталась прежней: артисты далеко не всегда могут припомнить полный список городов, в которых они выступали. Наш корреспондент съездил на шоу Cirque du Soleil под названием Dralion и разузнал, как это – быть артистом в одном из самых известных цирков мира.

IMG_7500.jpg
Впервые на манеже… 
Про Цирк Солнца ходит множество разных слухов. Что попасть туда практически невозможно, что существует секретная школа, затерянная на просторах Канады, что выступают артисты без страховки и, однажды оступившись, никогда не возвращаются обратно в цирк. На самом деле все не так страшно.

Обыкновенному живому человеку, который не обладает способностями супермена или человека-паука, попасть туда вполне возможно. Главное – желание. Ладно, Очень Сильное Желание. Например, готовы вы ради своей мечты каждый день уделять время тренировкам? И делать одни и те же упражнения в течение, скажем, трех-пяти лет, постепенно совершенствуясь? Впрочем, у многих артистов на оттачивание своего мастерства уходит даже больше времени – все зависит от специфики.

IMG_7565.jpg

Новички появляются в цирке довольно регулярно. Существует даже специальная комиссия для поиска новых талантов по всему миру. Ходят на представления в разных странах, интересуются, когда подрастет молодое поколение у хороших цирковых семей (по слухам, самому маленькому артисту цирка за все время его существования было 4 года), следят за карьерой некоторых спортсменов.

IMG_7573.jpg

Так сюда попала Хирои Токума, застенчивая молоденькая японка, в прошлом чемпион по прыжкам с трамплина, теперь – артистка цирка. В детстве она и не мечтала о такой карьере. У нее в кармане диплом бизнесмена в сфере спорта и вполне сложившаяся карьера. Однажды после очередных соревнований ей позвонили и предложили работать в цирке. Хирои думала недолго: на тот момент ей хотелось пожить немного оторванной артистической жизнью, и в цирке она уже четыре года.

IMG_7759.jpg

А вот Вова Пестов, ребенок цирковых родителей, чуть ли не с детства был готов к «солнечной» карьере. Ему всего девятнадцать, в шоу он чуть больше полугода. На вопрос о том, как попал сюда, он хитро улыбается и говорит, что всему научился на Youtube. Поверить в это все-таки возможно – он жонглер, и многие трюки выучил «на глазок», постепенно «вводя в руки» мастерство. И все-таки, наблюдая его фантастическую пластику в сольном номере через полтора часа после разговора, понимаешь, что такое искусство дается долгими, очень долгими тренировками.

IMG_7751.jpg

Еще один способ попасть в труппу – сделать собственный номер и «продать» его в цирк. Например, знаменитое колесо смерти был сделано специально для одного из шоу Cirque du Soleil: нигде в мире вы такого больше не увидите. По словам пресс-секретаря Dralion Джулии Дэсмерейс, цирк открыт для всего нового: если уверены в своих силах, можете просто пойти на сайт и заполнить резюме. Впрочем, кроме уникального актерского таланта, вам понадобится еще внушительный набор личных качеств: желание и умение быстро учиться, бесконфликтность, трудолюбие, пунктуальность, умение доверять. А также привычка быстро привыкать и приспосабливаться ко всему, от нового цвета обоев до мгновенной смены времен года за окном.

Если вам повезло и вы подошли по всем параметрам, готовьтесь, вам предстоит поездка в Монреаль. Именно там находится штаб-квартира Цирка Солнца. Там проходят премьеры всех новых шоу и проводятся работы по «переоборудованию» их в гастрольный вариант.

В Монреале расположена и школа, где начинают свою цирковую жизнь все новички. Стажировка занимает от четырех месяцев до года. Номер будущего артиста «привязывают» к уже существующему шоу, что-то добавляют, или, наоборот, убирают. Разрабатывают и шьют на участника новый костюм. Также новичок узнает, как наносить грим. Впрочем, обучение в школе – это далеко не всегда гарантированный билет в действующее шоу. Многие, даже окончив курс, отправляются домой, оставаясь в «запасниках» цирка. Если же все проходит гладко, готовый артист пакует чемоданы и отправляется в любую точку света – туда, где сейчас находится с гастролями его представление.

Быть артистом Цирка Солнца
Если вы когда-нибудь были на представлении Цирка Солнца, вам вряд ли удастся быстро об этом позабыть. Это место, где искусство тела раскрыто практически до предела, а порой вообще перешагивает грань человеческих возможностей. Во время выступлений даже пресыщенный интернетными чудесами современный зритель ахает и закрывает глаза. Добавьте к этому отличный вокал, фантастические костюмы, отдайте все хорошему постановщику – и получите очень качественное шоу, одно из самых-самых в своем роде. Что означает участником?

shot_313.jpg

Новичок попадает в коллектив из более чем ста человек, в большую многонациональную семью родом из шестнадцати стран мира. Для артистов создаются все условия: например, труппа возит с собой поваров, которые готовят еду с учетом вкусовых предпочтений коллектива. В каждом городе раскладывается спортивный зал – все необходимое для тренировок артистов. Впрочем, разминаться можно по-разному: в перерыве между тяжелыми физическими нагрузками и растяжками можно погонять с друзьями в «сокс» – отличное упражнение на координацию и ловкость.

IMG_7785.jpg

В неделе обязательно два дня выходных, чаще всего понедельник и вторник: отдохнуть от тренировок и полюбоваться на очередной город, который они покинут уже через неделю. В среду начинается сборка сцены и тренировки, в четверг – первое представление. Организаторы шоу предоставляют артистам много бонусов: бесплатное здоровое питание, проживание, перелеты, достаточно много свободного времени, возможность навещать семью. Также лояльно относятся к физическому и моральному состоянию самих участников.

«Если артист не уверен в себе, он может не выступать, мы никого не заставляем», – говорит Джулия Дэсмерейс. Однако бережное отношение руководства предполагает ответственность со стороны артистов. «Поступить сюда проще, чем удержаться здесь», – говорит Вова Пестов, один из самых молодых участников цирка.

В общем-то, оно и понятно: перевозить такое огромное шоу, расставляться за 12 часов, давать по три-четыре представления в каждом городе было бы нереально без четкой, слаженной работы. Пунктуальность здесь – одно из главных требований. Каждодневные тренировки и жесткий график выступлений, расслабиться удается редко. Практически все рабочее время участников расписано по минутам. Каждый артист, кроме сольного номера, исполняет еще несколько вспомогательных ролей – чаще всего второстепенных персонажей, да и свой номер можно оттачивать бесконечно.

shot_378.jpg

Впрочем, даже не это самое главное: главные трудности связаны не с технической, не с актерской, а вполне человеческой и понятной стороной жизни. Поступая работать в очередное шоу, артисты фактически принимаются в новую семью. Это люди, связанные одной идеей, все говорящие по-английски, однако обладающие своим собственным культурным бэкграундом. Вова говорит, что в Цирке Солнца много выходцев с постсоветского пространства (старая цирковая школа очень ценится), поэтому всегда можно найти, с кем поболтать по-русски. А вот Хирои слышит родную речь только в музыке или кино – здесь она одна из Японии.

Участникам приходится быть все время вместе, а как же иначе, если в одном городе остаешься всего на неделю, а семью и родственников можно повидать только изредка. Конфликты здесь случаются нечасто: каким бы талантом ни обладал задира, уживчивость – очень важный критерий, за ее отсутствие могут выгнать, не посмотрев на заслуги.

Еще один минус, он же для кого-то и большой плюс, мечта любого подростка и авантюриста: постоянные перелеты и путешествия. Владимир Пестов говорит, что всегда мечтал о такой цирковой жизни: оба его родителя тоже работают в Цирке Солнца, только в другом шоу. Для молодости и юности здесь прекрасное место: новые люди, впечатления, города, поклонники – что еще нужно в 19 лет? «Моя девушка, она не из шоу, – признается молодой человек. – Приходится летать друг к другу, выдерживать разлуку по много месяцев».

IMG_7815.jpg

«Я – человек без адреса», – говорит Хирои Такума. У нее в багаже всего две дорожные сумки – все ее имущество на сегодняшний день. И хотя молодой японке сейчас такая жизнь нравится, она хорошо понимает, что это всего лишь этап. Тело изнашивается, перестает быть послушным и гибким. Лучше всего клоунам, им, чуть ли не единственным из цирковой братии, возраст не помеха. А вот для гимнастов, жонглеров свой барьер существует. Кто-то «уходит в отставку» и покидает манеж навсегда, кто-то переучивается на околоцирковые профессии (повара, швеи, физиотерапевты, технические работники), кто-то получает совершенно другое образование, никак не связанное с ярким артистическим прошлым. Кстати говоря, Cirque du Soleil оплачивает заочное обучение своим действующим артистам, единственное условие – они обязаны закончить то, что начали.

Пять минут до старта
Время тренировок заканчивается. Небольшой перерыв – и снова за работу: костюмы и грим, на который уходит почти час времени. Артисты становятся более серьезными. Все-таки каждое шоу – это на самом деле риск. Сила, ловкость, координация – все на грани фантастики, случайностям здесь места нет. Однако… Перед каждым выступлением администрация убедительно просит публику выключить мобильные телефоны и тем более не использовать вспышки, ведь каждый световой «маячок» сбивает артистов. Когда стоишь в стойке на одной руке, а ноги у тебя над головой в шпагате медленно описывают окружность, не очень-то приятно получить световой заряд прямо в лицо. И все-таки на многих представлениях просьба нарушается.

shot_395.jpg

Шоу – это напряжение от первой до последней минуты, актеры меняют костюмы, маски, и даже иногда грим по два-три раза за два часа. Именно здесь проявляются эти самые обязательные качества – умение доверять и бесконфликтность. Если ты только что ругался со своим товарищем, как можно через минуту доверить ему свою жизнь? Каждое представление – это испытание на гибкость и силу не только тела, но и характера, внутреннего стержня. Что из этого вызывает большее восхищение – сказать трудно.

Передвижной цирк нового поколения – это эдакий космополитизм в действии, дружба народов на самой что ни на есть практике. Это монолог на том вавилонском языке, который понятен каждому, вне зависимости от происхождения. Может, поэтому каждое выступление – это обязательный аншлаг, в какой бы точке мира оно ни происходило. Жизнь в Цирке Солнца и правда похожа на тот самый детский образ, она ровно такая, какой нам хотелось бы ее видеть: без точного места прописки, с туманным будущим, зато очень четким «сейчас». Вечно юные принцы и принцессы путешествуют по миру, катят свой фургончик вперед, и дорога под их ногами никак не кончается.


Источник: extremal.by
Автор: Анастасия Шилина
Фото автора
При копировании материалов, активная ссылка на первоисточник обязательна

Оставить комментарий: